ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
И ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА, ГЕОДЕЗИИ,
КАРТОГРАФИИ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ»

Всегда рядом! Абсолютно надёжно!

ГЛАВНАЯ ВАКАНСИИ КОНТАКТЫ ПОИСК

Развитие навигации: как это было на самом деле

Карта Европы Герарда Меркатора

В современном динамичном мире нам сложно представить себе путешествие без помощи прибора навигатор. Он непосредственно выполняет самую сложную и черновую работу: высчитывает курс, прокладывает удобный маршрут и нам остается только двигаться и следовать ценным указаниям. В более ранние временные периоды людям приходилось самим высчитывать курс и строить маршрут. У большинства великих путешественников, чьи имена навеки сохранила история (Магеллан, Колумб) не было даже приблизительных карт тех местностей, в которых они оказывались. Навигация и ориентирование были сложным и очень тонким делом, а любая ошибка могла стоить путешественникам жизни.
Карта Европы Герарда Меркатора
Одним из самых первых навигационных приборов созданных человеком считается колесница, указывающая на юг. По легенде, она была изобретена в Китае более четырех с половиной тысяч лет назад и ее создание приписывается Хуан ди, который также известен, как Желтый Император. Данный персонаж скорее мифический и является неким китайским аналогом легендарного короля Артура. Хуан-ди считается прародителем всех китайцев и основоположником даосизма. На протяжении долгой истории Китая колесница много раз перерабатывалась и точно известно, что она существовала в 200 году нашей эры. Сложно устроенный механизм работал по очень простому принципу - на колеснице была закреплена фигурка человека с вытянутой рукой, которая всегда указывала на юг и при любом повороте и направлении движения, хозяин колесницы мог определить стороны света. Этот принцип был положен в основу многих других навигационных приборов, хотя современные компасы, как мы знаем, изначально указывают на север.
Развитие навигации: как это было на самом деле

Компас, предположительно, также был изобретен в Китае во времена династии Сун (960−1274 гг) и использовался  в основном при переходах через степи и пустыни, впервые подробное его описание встречается лишь в XII-м веке. В Европе этот прибор появился приблизительно в XI-м столетии, правда, он был не сильно похож на современный компас -изначально это была магнитная стрелка, закрепленная на пробке. Это нехитрое устройство опускалось в воду и в воде стрелка ориентировалась нужным образом. Существуют предположения, что именно такой компас использовали скандинавские мореплаватели, которые, как мы знаем, около 1000 года впервые пересекли Атлантику и побывали в Америке, которая, впрочем, тогда еще так не называлась. В дальнейшем компас не раз совершенствовался.

Развитие навигации: как это было на самом деле

Итальянец Флавио Джойя придумал румбы (деления картушки) в XIV-м веке и он же надел стрелку на шпильку и создал картушку. При этом Джойя использовал деление на 16 румбов, а до 32-х это число увеличилось лишь в XVI-м веке. Моряки нередко сталкивались с проблемами из-за качки, которая оказывала влияние на работу компаса и для решения этой проблемы стали использовать карданов подвес. Любопытно, что эта знаменитая опора носит имя человека, который не только не изобретал ее, но даже и не претендовал на авторство - итальянец Джероламо Кардано просто описал это устройство. Подвес, впрочем, не был универсальной страховкой и «обмануть» компас мог любой профессиональный моряк. Люди, читавшие «Пятнадцатилетнего капитана», помнят, как Негоро положил под компас топор, заставив корабль сильно отклониться от курса.
Развитие навигации: как это было на самом деле

Справедливости ради, стоит сказать, что путешествовать люди начали задолго до  появления компаса. Древние греки ходили по Средиземному и Черному морям, финикийцы, предположительно, огибали Африку и ни у тех, ни у других компаса не было, а ориентировались они, очевидно, не только по звездам. Ответ на этот вопрос, использовались ли греками какие-либо навигационные приборы, был получен в 4 апреля 1900-го года. В этот день группа греческих водолазов обнаружила на затонувшем корабле предмет, который позже стал известен как антикитерский механизм.
Фрагмент Антикитерского механизма
Фрагмент Антикитерского механизма
Дело в том, что затонувший древнеримский корабль, на котором было установлено устройство, был обнаружен возле острова Антикитера. Механизм представлял собою 37 бронзовых шестеренок в деревянном корпусе, на котором были размещены циферблаты и ученые доказали, что устройство применялось для расчета движения небесных тел. Антикитерский механизм, найденный на корабле, был создан не позднее 85-го года до н. э. Кроме того использовались карты, конечно это не прибор, но важно понимать, что к идее создания карт человечество пришло далеко не сразу. И до поры до времени это были просто картинки, ориентироваться по которым было почти невозможно.
Развитие навигации: как это было на самом деле

На Средневековых картах мы, непременно, увидим в центре Иерусалим, соединяющий Азию, Африку и Европу. Что любопытно, части света на каждой карте изображались по-своему. Революцию в картографии произвел голландец Герард Меркатор, который первым в Европе стал делать подробные и точные карты. В 1569-м году он начал составлять карты в равноугольной цилиндрической проекции, сделав их такими, какими мы привыкли видеть их теперь. Во второй половине XV-го века началась Эпоха Великих географически открытий так, как плавания на дальние расстояния (зачастую в совершенно неизвестные края) поставило перед моряками новые задачи. Они были связаны, в первую очередь, с необходимостью точно определить свое местонахождение. А значит, необходимы были приборы для определения широты и долготы. Со времен Древней Греции были известны гномон и астролябия - астрономические инструменты для нахождения широты.
Развитие навигации: как это было на самом деле

Изобретателем астролябии около 370 года до нашей эры. считается женщина - Гипатия Александрийская для того, чтобы применять астролябию в начале в архитектуре для измерения высоты объектов. В Европе ее начали использовать лишь в XII-м веке для определения высоты небесных тел, а позднее, уже в XVIII-м веке был изобретен секстант - более совершенный прибор для определения широты. Принцип определения при помощи него был описал еще Исааком Ньютоном. Слова ради отмечаем то, что правда он не опубликовал его, так что «отцом» секстанта считается английский математик Джон Хейли.
Развитие навигации: как это было на самом деле

С измерением долготы все обстояло сложнее так, как определить ее по углу возвышения Полярной звезды, как широту, возможным не представлялось. В XVII-м веке Англия, Франция и Голландия объявили, что выплатят солидные награды тому, кто найдет способ точного определения долготы. Свои методы предлагали многие ученые, включая Галилео Галилея. Его проект состоял в том, чтобы измерять долготу по положению спутников Юпитер. Метод этот, однако, требовал не только сложнейших вычислений, но и новых астрономических инструментов, которых в то время еще не существовало. Голландец Фризиус Гемме, в конце концов, предложил определять долготу, сравнивая время в точке нахождения со временем в порту отправки. Точные часы, позволявшие воплотить эту идею в жизнь, были созданы в 1749-м году Джоном Харрисоном.
Джон Гаррисон  создатель корабельного хронометра
Джон Гаррисон  создатель корабельного хронометра
Его хронометр вскоре стал неотъемлемой частью любого выходившего в море корабля и долгота определялась по разнице во времени между точкой нахождения и Гринвичем.