ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
И ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА, ГЕОДЕЗИИ,
КАРТОГРАФИИ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННЫХ ДАННЫХ»

Всегда рядом! Абсолютно надёжно!

ГЛАВНАЯ ГосКГФ ДНР ВАКАНСИИ КОНТАКТЫ ПОИСК

Донецкие матрешки разлетелись по России

В конце XIX века на свет появилась первая русская матрешка, которую выточил токарь Василий Звездочкин, а расписал гуашью художник Сергей Малютин. Токарь Звездочкин работал в мастерской Анатолия Мамонтова «Детское воспитание».

В различных исторических источниках указывается, что матрешка была круглолицей, полненькой, озорной барышней в косынке и народном платье, с петухом в руках. Следующая барышня была уже с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца? Появился и он – в расписной рубахе. А самой маленькой и «неделимой» являлась матрешка в виде запеленатого младенца. Всего восемь кукол. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Принято считать, что прообразом матрешки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи Фукурумы, привезенная с острова Хонсю в Абрамцево, подмосковное имение Мамонтовых, где собирались многие известные художники того времени. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруме скрывалась вся его семья.

Матрешка быстро получила широкую известность и заслужила народную любовь. Вскоре после расписанных цветочными орнаментами появились матрешки, украшенные живописными сюжетами из сказок и былин.
Русская матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и Звездочкин.
Первые русские матрешки были очень разнообразны и по форме, и по росписи. Среди ранних сергиевопосадских образцов, помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой, а также жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи. Иногда матрешка представляла собой целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.
Популярность сергиевопосадской матрешки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности – на крупнейшей в стране, Нижегородской. Сергиевопосадские матрешки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии – в городе Семенове – появляется свой крупный кустарный центр по производству матрешки.
В разное время создавались разные матрешки. Если ранняя матрешка стилистически была примитивна, то начиная с XX века художники пытались использовать поверхность игрушки наиболее полно. Появился новый тип матрешки, который представлял собой картину в картине. Основой образа по-прежнему была молодая девушка, только теперь на ее передничке рисовали не цветы, а сюжеты русских сказок и пейзажи, а также исторические места.
Усложнение традиционной росписи матрешки привело к огромному разнообразию стилей и вариаций. Тенденция использования декоративных элементов, характерных для традиционных центров русской народной культуры, становятся все более популярной в росписи матрешек начала XX века. Появляются куклы, расписанные под гжель, жостово, хохлому.

Так называемая авторская матрешка появилась в конце 1980-х – начале 1990-х годов. В этот период очень многие художники, идя в ногу с конъюнктурой рынка, начали расписывать матрешки. Можно сказать, что перестройка подарила миру новый вид искусства – авторскую роспись русской матрешки, которая является теперь частью многих российских и западных художественных коллекций.
В России раскупали матрешек
С авторскими матрешками донецкого мастера Ольги Волковой – члена творческого объединения художников и народных умельцев «Вдохновение» – познакомилась «Вечерка». Ольга Васильевна – самоучка, не оканчивала художественных школ и курсов, но это не мешает ей создавать неповторимых куколок, каждая из которых индивидуальна.
«Я работала водителем троллейбуса. В 1990-е стала предпринимателем, возила в Донецк с завода в Нижегородской области пищевую посуду с хохломской росписью», – рассказывает О. Волкова.

«Однажды наш кукольный театр заказал мне привезти семеновских матрешек, у них были желтые платочки и красный низ. Но театру нужно было наоборот: верх – красный, низ – желтый. Предприятие отказалось выполнить такой заказ. У меня было время, я решила пойти на вернисаж и там увидела заготовки матрешек. Я когда-то рисовала куколок, и всем они нравились. А когда была на заводе, ходила по цехам и увидела, как грунтуется и шлифуется материал, какими красками рисуют изделие. Тогда я предложила театру самой расписать матрешку. Попробовала, матрешка всем понравилась», – вспоминает она.
С этого началась живописная жизнь нашей героини. Вот уже на протяжении двадцати лет Ольга Васильевна преображает куколок, но не только. Мастерица также расписывает неваляшек, деревянные пасхальные яйца, декоративные тарелки, шкатулки и создает небольшие картины. Когда началась война в Донбассе, Ольга Волкова была вынуждена переехать жить в Смоленск.

«Когда я жила в Смоленске, у меня было такое впечатление, что они никогда не видели матрешек. У меня было так много заказов, что я не успевала их сделать. Я работала поваром, и многие коллеги просили сделать для них матрешку. Мне было приятно, что представители одной из компаний заказали моих матрешек в Саратов и в Иркутск. Меня удивляло, что в России заказывают матрешек у меня», – говорит она.
По ее словам, в Смоленске традиционно проводят масштабные выставки-ярмарки декоративно-прикладного творчества. На них съезжаются мастера не только из городов России, но и из Белоруссии.

«Я решила тоже принять участие в ярмарке – пришла со своими матрешками. Каково же было мое удивление, когда я увидела, что, кроме меня, никто не принес этих красавиц», – говорит дончанка.
«У меня раскупили всех моих матрешек, причем не только посетители ярмарки, а и сами участники – мастера», – сказала Волкова.
Также она рассказала, что на одном из конкурсов в Смоленске ее матрешка заняла первое место. «Среди членов жюри была женщина в почтенном возрасте, которая изучала представленные участниками конкурса работы. Она мне сказала, что моя работа выполнена профессионально. Мне было приятно это слышать», – вспоминает О. Волкова.
Иностранцы любят семейных матрешек
Ольга Васильевна создает красивые образы своим куколкам: у матрешек милые личики, а на щеках румянец. Какие дивные на них наряды! Каждая из куколок красива и неповторима.

По наблюдениям нашей художницы, люди отдают предпочтения матрешкам, расписанным под хохлому. Еще бы, ведь они представляют такие яркие образы и цвета: красный, желтый, оранжевый, золотой. На фигурках изображены красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, встречаются и птицы. В том числе на деревянных изделиях изображены герои русских народных сказок «Колобок», «Семеро козлят», танцующие красавицы в народных костюмах – сюжеты разнообразные и яркие. Матрешки Ольги Волковой были представлены в Донецке на одной из выставок ко Дню России.
Также она рассказала, что у всех людей свои предпочтения, но иностранцы чаще интересуются семейными матрешками. Как, например (художница показывает «Вечерке»), вот эта матрешка, в которую входят: мама, папа, девочки, один мальчик с балалайкой, другой – с ложкой, а самый маленький – в пеленках.
Рассматривая работы Ольги Васильевны, понимаешь: что-то есть в них особенное, притягивающее внимание, неспроста матрешка столько лет остается наиболее популярным сувениром.
Виктория ЛЕВ